Централизованный экзамен

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭКЗАМЕНА

Централизованный экзамен (далее – ЦЭ) проводится в единые сроки, ежегодно устанавливаемые Министерством образования, с использованием единых экзаменационных работ и бланков ответов.

Методическое и организационное обеспечение проведения ЦЭ осуществляет учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ).

Учащимся XI  классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, лицам, допущенным к аттестации в порядке экстерната  (далее – участники ЦЭ), получившим на ЦЭ (далее – сертификат) тестовый балл выше 0 (нуля) баллов по стобалльной шкале, выдается сертификат.

Сертификат является действительным до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЦЭ

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, пропуск, черную гелевую (капиллярную) ручку.

Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.

В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио, видео и фото-фиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.

Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно. «Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, выполняющие экзаменационные работы по разным учебным предметам, жеребьевка также проводится отдельно».

После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования,  предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.

Участники ЦЭ обеспечивают сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

УЧАСТНИКАМ ЦЭ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

при выполнении экзаменационных работ по учебным предметам «Химия», «Физика» использовать калькулятор, который является средством хранения, приема и передачи информации»;

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;

вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;

фотографировать экзаменационные материалы;

разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;

произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, удаляются из аудитории

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года.

Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые экзаменационные материалы пересчитываются и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ, участник ЦЭ освобождается от участия в нем.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок.

свернуть

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется, начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.

В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код пункта проведения ЦЭ» – указывается код пункта проведения ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» – указывается номер аудитории пункта проведения ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

свернуть

Рекомендации психолога

Экзамены – это всегда волнения и переживания. А вступительные экзамены – еще и большая ответственность за выбор своего будущего. Поэтому важны советы выпускникам и их родителям, чтобы пережить этот непростой период с наименьшими потерями для физического и психического здоровья.

В период подготовки к экзаменам:

  1. Заранее подготовьте место для занятий и распределите весь материал таким образом, чтобы осталось несколько дней для повторения.
  2. Определите время своих наиболее производительных часов в сутки и именно в этот период усиленно занимайтесь.
  3. Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.
  4. Чередуйте занятия и отдых. Во время перерыва смените умственную нагрузку на физическую, например, сделайте зарядку, помойте посуду.
  5. Многие считают, что последнюю ночь перед экзаменом необходимо максимально использовать для подготовки. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Лучше перед сном прогуляйтесь, примите душ и хорошо выспитесь. Для полноценного отдыха необходимо 8-9 часов.
  6. Если есть такая возможность, проведите репетицию экзамена, в качестве экзаменационной комиссии можете пригласить родителей, бабушек и дедушек или других родственников.
  7. На экзамен вы должны явиться без опоздания, лучше за 15-20 минут до начала. Заранее узнайте о кабинете, в котором будет проходить экзамен. Если есть такая возможность, накануне зайдите в него, осмотритесь, посидите на разных местах, чтобы во время экзамена атмосфера не была для вас новой и вы смогли спокойно сосредоточиться на выполнении заданий.

Инструкция к ЦЭ

  1. Слушайте внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов при оформлении бланка ответов.
  2. Пробегите глазами всю работу, чтобы увидеть, какого типа задания в ней помещены. Читайте вопросы до конца, чтобы правильно понять их смысл.
  3. Начинайте с легкого! Отвечайте на те вопросы, в которых вы не сомневаетесь. Если какой-то вопрос вызывает трудности, пропустите его и вернитесь к нему позже. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
  4. Думайте только о текущем задании! Если вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Многие задания можно решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  5. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить очевидные ошибки.
  6. При устном ответе, как только подготовитесь, долго не сидите, чтобы не нагнетать напряжение, чувство неуверенности и страх. На вопросы экзаменационной комиссии отвечайте уверенно, точно и не слишком тихо.

Как можно контролировать эмоциональное состояние?

  1. Обязательно на экзамен возьмите бутылочку питьевой воды. Вода поможет снизить уровень тревожности.
  2. Пить успокоительные средства не рекомендуется. Лучше съесть шоколад после завтрака, он стимулирует работу мозга.
  3. При сильном волнении справиться со стрессом поможет дыхательная гимнастика (задержите воздух в легких на несколько секунд, а затем выдохните, упражнение повторите несколько раз).
  4. Настраивайте себя на хороший результат экзаменов. Ожидание неприятности, поражения, опасности имеет довольно сильное воздействие и может привести к стрессу.
  5. Обязательно мысленно проиграйте позитивную (положительную) ситуацию сдачи экзаменов.

Рекомендации родителям

В этот сложный период ребёнок нуждается в родительской поддержке и безоговорочной любви. Родителям можно следовать рекомендациям, которые помогут правильно организовать подготовку ребенка к сдаче экзаменов.

  1. Предложите свою помощь в подготовке к экзаменам. Даже если вы далеки от тех или иных предметов, вы можете послушать ответ ребенка. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, — ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.
  2. Настраивайте ребенка на положительный результат событий, проговорите с ним: какой бы ни был результат («отличный» или «чуть хуже, чем ожидали»), вы все равно останетесь друзьями и никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. Если вы не поддержите ребенка в такой трудный для него момент, можете потерять его доверие навсегда.
  3. Не упрекайте ребенка деньгами, которые были потрачены на подготовку к экзамену. Это может вызвать чувство вины, а значит, еще один стресс.
  4. За хорошо сданные экзамены не обещайте высокой награды. Мало того, что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене не сможет сконцентрироваться.

Помните: здоровье вашего ребенка важнее, чем отметка.

Дома в период сдачи экзаменов должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье должно быть на первом месте. Избегайте конфликтов и снимайте психологическое напряжение вместе: сходите на вечерние прогулки, побалуйте себя и ребенка сладким, поговорите за чашечкой чая на отвлеченные темы, сходите в кино, приготовьте вместе ваше любимое блюдо.

А главное, научите ребенка верить, что ему обязательно повезет. И не только на экзамене!

свернуть