Диалоговая площадка

Диалоговая площадка "Спрашивали - отвечали"

Несколько друзей моего сына курят, как уберечь подростка от курения, достаточно ли собственного примера и бесед?

«Ребенок не закурит, если …»

 

- Могут ли родители что-нибудь сделать, чтобы ребенок не начал курить еще в школе?

- МОГУТ! Подростка трудно напугать печальными последствиями курения. Страшилки про инфаркты, ранние морщины и половое бессилие для него пустой звук. Каждая клеточка молодого здорового тела поет и радуется жизни и, кажется, что так будет всегда.

- Что же делать родителям, чтобы уберечь своих чад от губительной привычки?

Ребенок не закурит, если вы считаетесь с ним, уважаете его взгляды, не подавляете его.

Подросток начинает курить, чтобы продемонстрировать всему миру, что он уже вырос, общество позволяет курить взрослым, но не позволяет это делать детям.

Курение для подростка жест: Я теперь взрослый!.

Психологи считают, что если родители не подавляют взрослеющего ребенка, постепенно позволяют ему самостоятельно решать с кем дружить, какую музыку слушать, какой моде следовать, у него не будет острой потребности доказывать свою взрослость с помощью сигареты.

  Ребенок не закурит, если вы помогаете ему стать хоть в чем-то более компетентным, чем его сверстники.

Подростку очень важно иметь авторитет у окружающих его ребят. часто он начинает курить, чтобы казаться в глазах своей компании человеком опытным и искушенным.

ЗНАЙТЕ! Если у ребенка есть какое-то увлечение, где он круче других – лучше других – лучше одноклассников играет на гитаре, или катается на сноуборде, или разбирается в компьютерах, авторитет среди друзей ему и так обеспечен. И сигарета ему не нужна.

Ребенок не закурит, если вы не курите сами.

По расчетам наркологов, вероятность того, что подросток закурит уже в 12 лет, достигает 80 %, если в семье курят трое взрослых, и 40 %  - если курит хотя бы один.

ПОДУМАЙТЕ! Может вы решитесь бросить курить ради того, чтобы ваш ребенок не пристрастился к вредной привычке? Это будет очень сильный ход. Поверьте, ребенок его оценит.

Не можете бросить?

Объясните ребенку, как глупо вы поступили, когда впервые закурили, как слабы вы теперь перед этой зависимостью и как много она вам приносит вреда.

Ни в коем случае не вставайте в позу «Я взрослый- мне можно, ты пока ребенок, поэтому тебе нельзя». Этим вы только подтолкнете ребенка к курению. 

Ребенок не закурит, если вы объясните ему, что курить в цивилизованном мире не модно.

Внушайте ребенку, что некурящие люди  - люди более высокой культуры и развитого интеллекта. Вместе подсчитайте, сколько денег уходит у курильщика в год на сигареты и какие полезные вещи можно на эти деньги приобрести.

Можно составить с ребенком индивидуальный договор: он не курит год, а вы за это в конце года дарите ему вещь, которая стоит не меньше, чем он потратил бы за год на сигареты.

Предложите, как можно отказаться от предложения закурить.

Около 90 % взрослых курильщиков начинают курить в подростковом и юношеском возрасте. Именно у них отмечается выраженная табачная зависимость.

Уберегите своего ребенка от пагубной зависимости.

свернуть

Дети учатся в начальной школе, в течение дня, особенно в выходные дни, проводят много времени в телефонах, на замечания и запреты возникают капризы, обиды, протесты. Что делать?

«Мне скучно, дай телефон!»

 

Ситуация распространенная.

     Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И возможно, чтобы избавить себя от детского нытья.

     У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго ныть, а в голову не приходят идеи, чтобы что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру НЕ онлайн - это будет скучно.

     Игровая зависимость или интернет-зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие.

     В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться онлайн.

     Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

 

А что же в реальности?

     А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов быстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон.

     Причина проста: полученный опыт жизни онлайн и в играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи, ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя компьютерные игры, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия.

Когда дети живут онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь появляется желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

    

Усталость от удовольствия.

     Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность, а когда его много, приводит часто к переутомлению. Ребенок устает. По-настоящему устает. Потом у него не хватает сил, чтобы делать уроки.

     Мозг, находящийся в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира.

ЧТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ ОНЛАЙН:

-становится раздражительным и эмоциональным, капризным;

-становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;

-появляется бессонница;

- падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);

-становится рассеянным;

-слабо развивается воображение (сложно придумать что-то свое);

-реальность становится черно-белой, теряется интерес к жизни;

-становятся не интересны кружки и другие увлечения в реальности;

-не умеет общаться;

-становится неинтересным для других;

-появляются проблемы со зрением и позвоночником;

-не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);

-мало двигается;

-ослабляется иммунитет;

-формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;

-формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

 

Как быть, если ребенок зависим от гаджетов?

     В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь офлайн.

     Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

 

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

-Играть в компьютерные игры можно максимум 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЪЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения.

-30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка).

-Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.

-За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.

-Золотое время укладывания ребенка спать - с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).

-Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, проводить совместные ужины без гаджетов, организовывать прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, играть в обычные дворовые и настольные игры.

-Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу).

-И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).

-Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).

-Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).

-Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).

-Родителям нужно быть примером свободного человека (дети подражают).

-При этом не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне. Важно не впадать в крайности.

свернуть

Мой ребенок учится в первом классе, ему почти 7 лет, но играть один не хочет или не умеет, почти не отпускает меня от себя. Подскажите, как быть, чтобы и ребенок был занят, и я могла выполнять необходимую работу

ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕТЕЙ ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Хотелось бы подробнее остановиться на игровых моментах, приучающих детей отделяться от родителей и помогающих родителям отходить от детей, не разрывая границ игры.

  1. Если мы устанавливаем рамки игры (“Не выноси игрушки в прихожую!”, “Сначала поешь, а потом играй!”), ребенок начинает бояться, что стоит прерваться, отойти на два шага самому или отпустить взрослого – игра разрушится. Поэтому важно ему показать, что все дела можно выполнять, продолжая игру. Ведь и в игре вам нужно подкрепиться, сходить на охоту (если подключить воображение, магазин очень похож на джунгли), искупаться в озере. Почему бы это не делать по-настоящему и с пользой?
  2. Домашние дела совсем не мешают игре. Например, сообщите ребенку, что грязная посуда – это детали ракеты, которые нужно подготовить к монтажу. А сортируемое и закладываемое в стиральную машину белье – горючее. После этого еще можно очистить космодром от пыли. И тогда уже лететь вместе на другую планету.
  3. Вместо “поиграй сам” можно выдумать сотни игровых поводов отлучиться: “Копай нору, а я пойду за дичью”, “Ты строй, а я поеду за материалами”, “Накорми детей, а я схожу в магазин”.
  4. Иногда ребенку проще не отпускать родителя, а уйти самому. Так что отправляйте его исследовать новую планету, искать место для постройки жилища, добывать полезные ископаемые и просто погулять на воле.
  5. Если повезет, вам достанется роль отсутствующего героя. И тогда вы спокойно можете заниматься своими делами, изображая одновременно “папу-на-работе” или “мышку, которую позовут последней”. Понимаю, что для некоторых родителей это звучит фантастично. Но практически в любой игре можно придумать персонажа, который не показывается до поры до времени. Важно только выйти потом “на сцену” по первому зову ребенка, иначе больше вам такой роли не доверят.
  6. Если игры вам надоели, делайте все как обычно. И ребенку скажите, что у вас нормальный распорядок: еда, прогулка, уборка и так далее. С тем лишь отличием, что вы семья медведей (зайцев, автомобилей, королей, инопланетян, бакуганов…). Конечно, обращаться к друг другу придется по-новому, молоко называть бензином, может быть корону носить. Но в общем-то затраты сил минимальные, а игра получится настоящей.
  7. Ребенку важно оставаться на связи со взрослым? Смастерите ему телефон или межгалактическое переговорное устройство, пусть звонит время от времени.
  8. Срочное дело или желание отдохнуть тоже можно объяснить игровыми мотивами. Например, сказать, что кончился бензин и прилечь отдохнуть на диван. Сообщить, что нужно провести секретные шпионские переговоры и пойти сделать важный звонок. Сослаться на аварию в первом отсеке и побежать мешать суп на кухню.
  9. Используйте не только настоящие предметы, но и воображаемый реквизит. Слова и фантазия обеспечат вас всем необходимым и вы в любой момент сможете предложить ребенку поклевать зернышки с открытой пустой ладони, угостить его пирожком, отдать невидимый мешок с сокровищами, скрыться в воображаемом домике от воображаемых зверей.
  10. Если ваши первые попытки отлучиться будут успешными, не испортят игру, а сделают ее лучше, потом ребенок и сам будет придумывать подобные задания и поручения.
свернуть
поделиться в: