Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 3 г.Новогрудка имени В.Г.Гахович
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденность, невозможность быть понятым;
- действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
- чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
- страх наказания, нежелание принести извинения;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза, вымогательство;
- желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
Признаки высокой реализации имеющихся суицидальных тенденций
Словесные признаки:
* открытые высказывания о желании покончить с собой;
* косвенные намеки на возможность суицидальных действий;
* фиксация на примерах самоубийств;
Поведенческие признаки:
* активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств;
* вялость, апатия, снижение или повышение аппетита;
* стремление к уединению;
* рост употребление алкоголя;
* признаки вечной усталости, упадок сил;
* неряшливый внешний вид.
Были ли в вашей педагогической практике случаи, когда ученики «доводили» до возбуждения, и вы не могли сдержать эмоции, у вас тряслись руки, начиналась истерика? Надеемся, что нет. Хотя профессия педагога достаточно стрессовая и желание выпустить пар в сложных ситуациях вполне естественно — ведь учитель живой человек — мы должны сдерживать себя и не допускать выплескивания гнева на детей. Что делать в критической ситуации? Как не взорваться и продолжать урок?
Есть такие люди, которые получают удовольствие, доводя других до белого каления: им нравится портить настроение другим, они хотят выместить свой гнев и раздражение, понаблюдать за вами. Обычно такие «развлечения» свойственны людям старшего возраста, но и среди детей могут попадаться такие. Однако намеренное провоцирование учителя учениками — не главная причина, почему учитель может выйти из себя.
Хроническая раздраженность и недовольство
На наш взгляд, раздражение учителя в школе имеет более глубокие причины: гнев, недовольство собой и окружающими, подавление своих положительных и отрицательных эмоций, недовольство условиями работы, а также отсутствие полноценного отдыха, нормального сна и питания — вот что приводит к тому, что некоторые учителя становятся как бомба замедленного действия. Их все раздражает: громкие голоса детей, их непослушание, музыка на переменах, шум, беготня... Такие учителя могут сорваться в любой момент, и их возмущению не будет предела: крики, оскорбления, истерика станут одним из этапов урока.
Что делать, если вы чувствуете, что вот-вот лопнет терпение, что вы вот-вот сорветесь и начнете кричать и судорожно махать руками или заплачете?
Как это ни странно, нужно успокоиться. Как правило, даже в момент сильнейшего раздражения человек осознает, что может остановиться и не идти по худшему сценарию. Представьте, как вы будете выглядеть в глазах своих учеников, коллег и руководства школы, если дадите волю всем своим чувствам, эмоциям и порывам. На ответ разгневанной души «Будь что будет» задайте еще раз тот же вопрос. Вы — взрослый самостоятельный человек, профессионал своего дела, педагог, владеющий навыками самоконтроля и прошедший курс психологии, вы не будете кричать и срываться на учеников или коллег.
В этот момент помогают:
Конечно, вам не нужно полностью скрывать свои эмоции и чувства: если ситуация того требует, скажите о своих чувствах: «Твои слова оскорбляют меня», «Ваше поведение выводит меня из себя». Дети должны понимать, что учитель не робот и не кукла, у которых всегда хорошее настроение и они всегда готовы работать с любой аудиторией, дети должны видеть в вас человека, и ваше умение справиться с возмущением будет только хорошим примером в их глазах.
Однако, если причина вашего раздражения вне класса (например, вы злитесь на своего мужа (жену), начальство или другие обстоятельства), смысла говорить о них с детьми — нет, более того, не нужно срываться на детях в этих случаях.
Что делать после вспышки гнева?
Вот, вы удачно пережили вспышку гнева, не дали своим эмоциям волю и сдержались. Молодец, иногда это очень трудно. Однако всегда скрывать, зажимать свои эмоции нельзя — они должны иметь выход. Если вы не выпустили пар в классе, нужно выпустить его потом, иначе он будет накапливаться и тогда уже точно беде не миновать.
Как снять напряжение и стресс после конфликта?
Еще не все потеряно: боремся с раздражением
Прежде чем бороться с раздражением, нужно понять его причину. Что вас раздражает? На что вы злитесь? Что вызывает в вас бурю отрицательных эмоций? Ответы могут быть разными: семейные неурядицы, проблемы на работе, плохое самочувствие (в том числе ПМС, климакс), отдельные ученики и их характер, манера общения и т.д. Обратите внимание, как часто вы испытываете раздражение: единственный ли это случай за последний год или вы регулярно думаете, что с вами творится что-то неладное: вечно вы недовольны, вечно вас все раздражает и мешает.
Ответив на эти вопросы, и нужно принимать решение, что делать. Если это «разовая акция» вашего организма, выпустите пар, отдохните, погуляйте и забудьте. А если вы постоянно испытываете раздражение, то помните, что:
И не забывайте: не предъявляйте особых требований к ученикам, помните: они дети как дети и ученики как ученики. Если ученик, родитель или коллега не соответствует вашим представлениям о хорошем ученике, родителе и педагоге, это не значит, что он заслуживает вашего раздражения, потери вашего здоровья.
Если все-таки сорвались
Всякое в педагогической жизни бывает: дети видят, что вы тоже человек и реагируете на их поведение и слова. Если вы кого-то обидели резким словом, попросите прощения лично. Если вы сорвались на уроке, извинитесь за несдержанность перед классом, скажите, что ситуация была для вас настолько неприятна, что вы не смогли сдержаться. Хотя извиниться перед учениками бывает трудно, в этой ситуации это обязательно: как бы плохо не вели себя ученики, вы как взрослый человек не должны были срываться.
Буллинг (травля) – систематическое, регулярно повторяющееся агрессивноеповедение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому.Он изначально предполагает неравенство сил – физических, психологических иличисленных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвыи невозможность ему противостоять.Физический буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.Поведенческий (или скрытый) буллинг – игнорирование, бойкот, исключениеиз отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов, шантаж,вымогательство, создание неприятностей (кража личных вещей, порча дневника,тетрадей и т.д.), обидные жесты или действия (например, плевки в жертву или наее вещи).Вербальный буллинг – постоянные насмешки, оскорбления, подколы и т.д..Кибербуллинг – намеренные оскорбления, угрозы и обнародование компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации.
Порядок реагирования педагогов в случае выявления факта буллинга Признаки, свидетельствующие о возникновении ситуации буллинга в классе: наличие в классном коллективе учащихся, которых:
часто дразнят, обзывают, высмеивают сверстники в недоброжелательной и обидной манере;
часто задирают, толкают, пинают, бросают в них грязные тряпки или бумагу, вовлекают в ссоры, драки вопреки их желанию; у которых берут учебные или личные вещи, разбрасывают или портят их; которые избегают отвечать на уроках, часто пропускают определенные уроки или прогуливают определенные дни, опаздывают на занятия, отказываются от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по «надуманным» причинам; которые исключены из компании сверстников во время перемен, обеда, командных игр и постоянно проводят время в одиночестве; которые стараются держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен; у которых резко ухудшается успеваемость, теряется интерес к учебе и другим занятиям;
у которых не объяснимо естественным образом появляются синяки, царапины, ссадины, измятая, порванная или грязная одежда, теряются учебные и личные вещи; у которых одноклассники не спрашивают тему урока, домашнее задание, не подсказывают при ответе;
про которых говорят, что они будут вместо кого-то выполнять неинтересныеили не очень приятные поручения; с которыми никто не хочет сидеть за одной партой или выполнять групповыезадания; которые в школьной столовой постоянно покупают еду для другого.
наличие:группы подростков, поджидающих кого-то на переменах или после уроков,озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;подростков, вертящихся возле туалетов младших классов;агрессивных, часто задевающих других детей учащихся;любителей зло подшучивать над другими.
Потенциальными участниками буллинга выступают обучающиеся: с низким социометрическим статусом; с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды; с выраженными особенностями поведения и развития; с физическими недостатками; состоящие на различных видах учета; выраженные неформальные лидеры.