Рекомендации педагогам

Подростковый суицид

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

- переживание обиды, одиночества, отчужденность, невозможность быть понятым;

- действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

- чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

- страх наказания, нежелание принести извинения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза, вымогательство;

- желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Признаки высокой реализации имеющихся суицидальных тенденций

Словесные признаки:

* открытые высказывания о желании покончить с собой;

* косвенные намеки на возможность суицидальных действий;

* фиксация на примерах самоубийств;

Поведенческие признаки:

* активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств;

* вялость, апатия, снижение или повышение аппетита;

* стремление к уединению;

* рост употребление алкоголя;

* признаки вечной усталости, упадок сил;

* неряшливый внешний вид.

  • освоение хотя бы минимума знаний возрастной психологии;
  • неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
  • формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысла жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
  • использование приемов доверительного общения в беседах с ребенком
  • постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
  • вселять уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать оптимизм и надежду;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

свернуть

Как сдержать гнев и раздражение на уроке?

Были ли в вашей педагогической практике случаи, когда ученики «доводили» до возбуждения, и вы не могли сдержать эмоции, у вас тряслись руки, начиналась истерика? Надеемся, что нет. Хотя профессия педагога достаточно стрессовая и желание выпустить пар в сложных ситуациях вполне естественно — ведь учитель живой человек — мы должны сдерживать себя и не допускать выплескивания гнева на детей. Что делать в критической ситуации? Как не взорваться и продолжать урок?      

Есть такие люди, которые получают удовольствие, доводя других до белого каления: им нравится портить настроение другим, они хотят выместить свой гнев и раздражение, понаблюдать за вами. Обычно такие «развлечения» свойственны людям старшего возраста, но и среди детей могут попадаться такие. Однако намеренное провоцирование учителя учениками — не главная причина, почему учитель может выйти из себя.

Хроническая раздраженность и недовольство

На наш взгляд, раздражение учителя в школе имеет более глубокие причины: гнев, недовольство собой и окружающими, подавление своих положительных и отрицательных эмоций, недовольство условиями работы, а также отсутствие полноценного отдыха, нормального сна и питания — вот что приводит к тому, что некоторые учителя становятся как бомба замедленного действия. Их все раздражает: громкие голоса детей, их непослушание, музыка на переменах, шум, беготня... Такие учителя могут сорваться в любой момент, и их возмущению не будет предела: крики, оскорбления, истерика станут одним из этапов урока.

Что делать, если вы чувствуете, что вот-вот лопнет терпение, что вы вот-вот сорветесь и начнете кричать и судорожно махать руками или заплачете?

Как это ни странно, нужно успокоиться. Как правило, даже в момент сильнейшего раздражения человек осознает, что может остановиться и не идти по худшему сценарию. Представьте, как вы будете выглядеть в глазах своих учеников, коллег и руководства школы, если дадите волю всем своим чувствам, эмоциям и порывам. На ответ разгневанной души «Будь что будет» задайте еще раз тот же вопрос. Вы — взрослый самостоятельный человек, профессионал своего дела, педагог, владеющий навыками самоконтроля и прошедший курс психологии, вы не будете кричать и срываться на учеников или коллег.

В этот момент помогают:

  • Концентрация на своем дыхании: дышите ровно и глубоко, контролируйте свое дыхание;
  • Настрой на позитив: постарайтесь придумать шутку о сложившейся ситуации, представьте ее комичность со стороны, представьте, что ваш раздражитель стоит голый перед вами, оденьте его в шутовской наряд и т.д.;
  • Подумать о чем-то приятном, о том, как вы побалуете себя, если выиграете этот бой: купите пирожное, пройдетесь по любимой аллее, придете домой и примете ванну с успокаивающими маслами и т.д.;
  • Визуализировать свой гнев и раздражение «внутри»: представьте все, что бы вы хотели сделать и сказать в данный момент, но внешне оставайтесь в спокойствии;
  • Выйти из кабинета хотя бы за дверь или до туалетной комнаты — отдышитесь, сомните лист бумаги, умойтесь, скажите все, что вы хотите сказать, поплачьте, а потом приведите себя в порядок и приходите в класс. Не торопитесь возвращаться, если еще не пришли в себя.

Конечно, вам не нужно полностью скрывать свои эмоции и чувства: если ситуация того требует, скажите о своих чувствах: «Твои слова оскорбляют меня», «Ваше поведение выводит меня из себя». Дети должны понимать, что учитель не робот и не кукла, у которых всегда хорошее настроение и они всегда готовы работать с любой аудиторией, дети должны видеть в вас человека, и ваше умение справиться с возмущением будет только хорошим примером в их глазах.

 

Однако, если причина вашего раздражения вне класса (например, вы злитесь на своего мужа (жену), начальство или другие обстоятельства), смысла говорить о них с детьми — нет, более того, не нужно срываться на детях в этих случаях.

Что делать после вспышки гнева?

Вот, вы удачно пережили вспышку гнева, не дали своим эмоциям волю и сдержались. Молодец, иногда это очень трудно. Однако всегда скрывать, зажимать свои эмоции нельзя — они должны иметь выход. Если вы не выпустили пар в классе, нужно выпустить его потом, иначе он будет накапливаться и тогда уже точно беде не миновать.

Как снять напряжение и стресс после конфликта?

  • Как вы можете выпустить пар? Разбить тарелку, громко крикнуть, топнуть, ударить подушку, порвать бумагу, выбросить ненужные вещи? Сделайте то, что вам подходит, не оставляйте злобу в себе, не копите.
  • Займитесь спортом: сходите в спортзал, отожмитесь, подтянитесь, поиграйте в футбол, волейбол или другую игру — дайте выход своим эмоциям.
  • Контрастный душ, ванная, релаксирующий массаж: представьте, что с вашего тела смывается вся злость, гнев, раздражение, возбуждение…
  • Послушайте любимую музыку, а лучше пойте. И вы увидите, как негативные эмоции сменятся позитивными.
  • Ну и конечно: займитесь уборкой, лучше генеральной, и лучше руками: вымойте пол во всех углах, под диваном, за шкафами, вымойте люстру, перестирайте занавески. Это помогало снимать напряжение многим поколениям. Сначала вас будет брать раздражение, а потом вы успокоитесь, и уборку можно будет закончить.

Еще не все потеряно: боремся с раздражением

Прежде чем бороться с раздражением, нужно понять его причину. Что вас раздражает? На что вы злитесь? Что вызывает в вас бурю отрицательных эмоций? Ответы могут быть разными: семейные неурядицы, проблемы на работе, плохое самочувствие (в том числе ПМС, климакс), отдельные ученики и их характер, манера общения и т.д. Обратите внимание, как часто вы испытываете раздражение: единственный ли это случай за последний год или вы регулярно думаете, что с вами творится что-то неладное: вечно вы недовольны, вечно вас все раздражает и мешает.

Ответив на эти вопросы, и нужно принимать решение, что делать. Если это «разовая акция» вашего организма, выпустите пар, отдохните, погуляйте и забудьте. А если вы постоянно испытываете раздражение, то помните, что:

  • Эмоции нельзя всегда подавлять и гасить, им нужно давать «конструктивную» волю: не крича и топая в классе, что вы больше не можете работать с Ивановым, что его выкрики с места вас бесят и вы вызовите его родителей на профсовет и добьетесь его исключения из школы, а позже, дома (читайте выше): вытрясите половики, отожмитесь, разбейте старую тарелку;
  • Всегда высыпайтесь: если вы спите по 5-6 часов в день не удивительно, что вы раздражены и злы — в такой ситуации любой рано или поздно станет «злой собакой». Соблюдайте режим сна в будни и выходные, спите в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, не ешьте на ночь и не пейте кофе, не читайте и не смотрите криминальную хронику, политические новости и захватывающую художественную литературу. Организм ночью должен отдыхать.
  • Полноценно питайтесь: неразумные диеты, перекусы, отсутствие упорядоченности в питании приводят к тем же проблемам.
  • Занимайтесь спортом, зарядкой или хотя бы какими-то физическими упражнениями: откажитесь от лифта, ходите пешком не менее 30 минут в день.
  • Полноценно отдыхайте: читайте, гуляйте, встречайтесь с интересными людьми, посещайте интересные мероприятия и места. День лежа перед телевизором или с книгой — не лучший вид отдыха. Человеку нужен активный, качественный, полноценный отдых.
  • Пропейте курс успокаивающих средств или витаминов. Проверьте свое здоровье. В любом случае, если ваше раздражение кажется ненормальным и слишком частым и длительным, обратитесь к врачу.

И не забывайте: не предъявляйте особых требований к ученикам, помните: они дети как дети и ученики как ученики. Если ученик, родитель или коллега не соответствует вашим представлениям о хорошем ученике, родителе и педагоге, это не значит, что он заслуживает вашего раздражения, потери вашего здоровья.

Если все-таки сорвались

Всякое в педагогической жизни бывает: дети видят, что вы тоже человек и реагируете на их поведение и слова. Если вы кого-то обидели резким словом, попросите прощения лично. Если вы сорвались на уроке, извинитесь за несдержанность перед классом, скажите, что ситуация была для вас настолько неприятна, что вы не смогли сдержаться. Хотя извиниться перед учениками бывает трудно, в этой ситуации это обязательно: как бы плохо не вели себя ученики, вы как взрослый человек не должны были срываться.

свернуть

Профилактика буллинга

Буллинг (травля) – систематическое, регулярно повторяющееся агрессивноеповедение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому.Он изначально предполагает неравенство сил – физических, психологических иличисленных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвыи невозможность ему противостоять.Физический буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.Поведенческий (или скрытый) буллинг – игнорирование, бойкот, исключениеиз отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов, шантаж,вымогательство, создание неприятностей (кража личных вещей, порча дневника,тетрадей и т.д.), обидные жесты или действия (например, плевки в жертву или наее вещи).Вербальный буллинг – постоянные насмешки, оскорбления, подколы и т.д..Кибербуллинг – намеренные оскорбления, угрозы и обнародование компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации.

Порядок реагирования педагогов в случае выявления факта буллинга Признаки, свидетельствующие о возникновении ситуации буллинга в классе: наличие в классном коллективе учащихся, которых:

часто дразнят, обзывают, высмеивают сверстники в недоброжелательной и обидной манере;

часто задирают, толкают, пинают, бросают в них грязные тряпки или бумагу, вовлекают в ссоры, драки вопреки их желанию;           у которых берут учебные или личные вещи, разбрасывают или портят их; которые избегают отвечать на уроках, часто пропускают определенные уроки или прогуливают определенные дни, опаздывают на занятия, отказываются от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по «надуманным» причинам;           которые исключены из компании сверстников во время перемен, обеда, командных игр и постоянно проводят время в одиночестве; которые стараются держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен;          у которых резко ухудшается успеваемость, теряется интерес к учебе и другим занятиям;

у которых не объяснимо естественным образом появляются синяки, царапины, ссадины, измятая, порванная или грязная одежда, теряются учебные и личные вещи;          у которых одноклассники не спрашивают тему урока, домашнее задание, не подсказывают при ответе;

про которых говорят, что они будут вместо кого-то выполнять неинтересныеили не очень приятные поручения;        с которыми никто не хочет сидеть за одной партой или выполнять групповыезадания;     которые в школьной столовой постоянно покупают еду для другого.

наличие:группы подростков, поджидающих кого-то на переменах или после уроков,озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;подростков, вертящихся возле туалетов младших классов;агрессивных, часто задевающих других детей учащихся;любителей зло подшучивать над другими.

Потенциальными участниками буллинга выступают обучающиеся: с низким социометрическим статусом; с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды; с выраженными особенностями поведения и развития; с физическими недостатками; состоящие на различных видах учета; выраженные неформальные лидеры.

свернуть
поделиться в: